Главная
Регистрация
Вход
Вторник
23.04.2024
23:23
Приветствую Вас Гость | RSS
АсcисТАС в Северодонецке

Меню сайта

  
Главная » 2011 » Октябрь » 12 » Зачем необходимо накопительное страхование жизни?
10:19
Зачем необходимо накопительное страхование жизни?

Отдать деньги надолго и терпеливо ждать, пока страховая компания зарабатывает для своего клиента деньги, - вот смысл накопительной страховки жизни. "Деньги" составили рейтинг самых доходных "лайфовых" страховых компаний и выяснили, как читать их финансовые отчеты "между строк".

Накопительное страхование жизни ("лайфовое" страхование) -- загадка для подавляющего числа украинцев. И не только потому, что к ней пока не привыкли. Проблема в тех "лайфовых" страховых компаниях, которые взносы с клиентов берут, но о дальнейшей судьбе этих денег умалчивают.

"Агент все очень красиво рассказывал, но когда пришло время подписать договор, заявил, что его текст я увижу, когда внесу первый платеж за страховку. Мои возмущения сотрудник компании напрочь проигнорировал и еще раз уточнил, буду ли я платить деньги? Естественно я отказалась. И вообще, зачем мне это страхование жизни", -- поделилась с "Деньгами" своей историей менеджер по работе с клиентами Ирина Дубовицкая.
Получить от страховых компаний нужную информацию, которая, по идее, должна быть публичной, крайне сложно не только рядовому клиенту. Например, такой показатель, как размер административных затрат страховщика (комиссии агентам, затраты на ведение страхового дела и пр.), узнать вообще почти невозможно. "Коммерческая тайна и внутренняя информация", -- именно так мотивировали свои отказы корреспондентам "Денег" в страховых компаниях. А ведь знающие люди "не под диктофон" говорят, что в некоторых компаниях эти затраты составляют 90--100% собранных премий, то есть взносы клиентов просто проедаются.

Даже о том, какой инвестиционный доход страховщик заработал для своих клиентов, страховые боссы говорят далеко не всегда. Плюс ко всему, бухгалтерская отчетность СК -- за "семью печатями". И хотя уже 2011 год, из 20 ведущих компаний по страхованию жизни отчеты за далекий 2009-й на своих сайтах опубликовали лишь единицы.
Понятное дело, что в таких условиях сделать выбор стабильной компании очень сложно. Тем не менее, "Деньгам" все же удалось выяснить, как "лайфовые" страховщики пережили кризис и кому из них можно доверить свои сбережения.

Как пережили кризис

Внешне все выглядит так, будто рынок страхования жизни пережил кризис без особых потерь. Банкротств не было, серьезного падения объема собираемых премий и оттока клиентов -- тоже. По предварительным итогам 2010 года сбор премий вырос на 10% -- с 827 млн. грн. до 900 млн. грн. "При этом сумма страховых выплат в 2010 году снизилась до 55 млн. грн. против 62,7 млн. грн. в 2009-ом", -- говорит президент Лиги страховых организаций Наталья Гудыма. Огромная разница между суммой премий и выплат обусловлена тем, что по подавляющему числу полисов сроки завершения еще не наступили.

Наметился и приток клиентов. Если в 2010 году он составлял около 15%, а в 2009 году у некоторых компаний вообще был отток в 20--30%, то 2011-й начался притоком страхователей на уровне 20--30%. "Значительно снизился уровень расторжений договоров. Есть компании, которым удалось выйти на показатель повторных оплат (т. е. оплаты договоров после первого года -- Ред.), превышающий 80%, хотя в 2009 году эта цифра в среднем по рынку едва превышала 60%", -- обращает внимание председатель правления СК "ТАС" Андрей Власенко.

Однако, "средняя температура по палате" не имеет никакого отношения к каждой отдельно взятой компании. Например, у некоторых страховщиков рост премий за 2010 год достигает 20--30% ("Фортис страхование жизни", "Оранта-жизнь") и даже 140% ("Ренессанс Жизнь"), в то время как у отдельных компаний премии упали на 30--35% ("Универсальная", "Теком-жизнь" и "СЕБ Лайф Украина").

Большинство страховых компаний наращивают и резервы, и активы. Сокращаются резервы преимущественно у тех страховщиков, у которых было много клиентов-заемщиков. "Резервы по банкострахованию, являясь "короткими", списываются, поскольку "длинной" опции "дожитие" в таких продуктах, как правило, не было", -- объясняет председатель правления "УСГ Жизнь" Оксана Голеншина.

Сколько для нас зарабатывают

Уровень бонусов (инвестиционного дохода для клиента) выглядит обнадеживающе. Средний инвестдоход по договорам страхования жизни в гривне по итогам 2010 года находится в пределах 13--15%, и даже достигает у некоторых компаний 15--20%. По валютным полисам "вилка" дохода от 4--5% до 9--12% за год.

Это неплохие результаты, ведь доходность депозитов за прошлый год резко упала. Вот только все эти цифры пока практически не подтверждены реальными выплатами. Тут ситуация такая же, как с закрытыми инвестиционными фондами -- что бы ни декларировали инвестору (страхователю), а реальный размер его дохода станет известен только к моменту выплаты по полису.

Хитрые цифры

Хотим сразу предупредить, что порой с показателями "лайфовых" страховых компаний творятся форменные чудеса. Например, даже в успешные годы уровень дохода у отдельных компаний может быть существенно ниже, чем у конкурентов. Почему столь существенная разница в заработках, если перечень финансовых инструментов, в которые могут инвестировать компании, для всех один?

И дело далеко не всегда в более консервативной стратегии инвестирования. А в том, что далеко не все компании большую часть премий направляют на формирование резервов: некоторые страховщики, особенно те, кто делает упор на многоуровневый маркетинг при продаже полисов, платят огромные комиссии агентам, чтобы стимулировать продажи. Понятно, что в такой ситуации до резервов доходит малая часть собранных денег. Поэтому страховщики и декларируют минимальный инвестиционный доход (есть же требование законодательства, что он должен быть не ниже 4%), чтобы показать, что они хоть что-то зарабатывают для клиентов. "Увеличение затрат, связанных с комиссионными вознаграждениями, свидетельствует о том, что у таких страховых компаний могут возникнуть проблемы с выплатами клиентам", -- заранее предостерегает председатель правления СК "Граве Украина" Наталья Базилевская.

У отечественных страховщиков уровень админзатрат достигает 20%. Это много -- в два-три раза выше разумного уровня. И вполне понятно, почему они не хотят "светить" эту цифру. Но есть косвенные признаки, по которым можно судить о том, насколько щепетильно относится страховщик к деньгам своих клиентов. "Обязательно нужно обращать внимание на соотношение премий и резервов. Если есть динамика прироста страховых премий, но нет роста страховых резервов, это может говорить о скрытых негативных тенденциях", -- говорит председатель правления СК "Фортис Страхование Жизни Украина" Хайс Юкен.

Также необходимо изучить структуру резервов. Если хотя бы 10--20% вложено в малоликвидные акции и другие совсем уж рискованные активы, есть большой риск не только снижения доходности инвестиций но и потерь вложенных средств. Вот только о структуре резервов страховщики дружно молчат. Госфинуслуг, ау! Потребуй регулярного, ежеквартального обнародования структуры резервов страховыми компаниями!

Капитал и премии

Далеко не всегда показателен и уровень капитала страховщика. Дело в том, что страховые компании, особенно только что пришедшие на рынок, нередко "живут" за счет уставного фонда. Продажи еще почти "нулевые", но нужно содержать офисы и платить комиссии агентам. При этом в балансе стоит красивая цифра, в то время как деньги из "уставника" медленно утекают. Да еще и не факт, что весь фонд сформирован именно из "живых" денег.

Еще страховщики гордятся тем, что находятся в верхних строчках разных рейтингов по премиям. Однако не всегда размер платежей соответствует действительности. "Для "накрутки" премий страховщик показывает не фактически полученные суммы, а заявленные. Например, если клиент заключил полис на 5 лет с платежом в 3 тыс. грн. ежегодно, страховая компания записывает отчетность сразу 15 тыс. грн., хотя получила лишь 1/5 часть этой суммы. Но зато страховщик сразу же "взлетает" в первые строки рейтингов", -- поделился с "Деньгами" руководитель одной из СК.

Получается, на бумаге компания оперирует теми деньгами, которые она по факту не получила и неизвестно получит ли, ведь клиент всегда имеет возможность расторгнуть договор. Распознать "надутые" премии можно, соотнеся темпы их роста с темпами роста резервов.

Автор: Павло Харламов

Видання: Журнал "Деньги" (видання від 07.04.2011)

Просмотров: 636 | Добавил: Катерина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавить комментарий




Статистика

Проект "АНТИбезраз

Copyright MyCorp © 2024